+
A
—
Какие персональные данные заемщик обязан сообщать банку и чем грозит их несвоевременное обновление
Обязанность сообщать кредитору об изменении личных данных закреплена в российском законодательстве. Причем это касается не только паспортных данных, но и, например, смены адреса проживания или телефона. О том, какие именно изменения важны для банка и почему их игнорирование может привести к серьезным последствиям — от штрафов до ухудшения кредитной истории, — рассказал «МК» основатель сервиса проверки кредитных историй «Кредчек» Эльман Мехтиев.
— Обязан ли заемщик информировать банк об изменении своих данных? Где и при каких условиях эта обязанность возникает?
— Если коротко — да, обязан. И это не просто желание банка, а требование законодательства Российской Федерации. Обязанность обновления данных необходима прежде всего для соблюдения законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), как со стороны клиента, так и со стороны банка. Поэтому банки всегда включают в договор условия об актуализации информации. Причем обязанность уведомлять банк возникает с момента заключения договора и действует весь срок его действия.
— Какие данные необходимы для заключения кредитного договора?
— В первую очередь — персональные данные, позволяющие идентифицировать заемщика: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, дата рождения, ИНН, СНИЛС. Также указываются адрес регистрации и адрес фактического проживания, контактные данные — номер телефона и адрес электронной почты. Кроме того, для оценки платежеспособности кредитор запрашивает информацию о доходах: источники, размер, а при необходимости — сведения об имуществе.
— О каких изменениях персональных данных заемщик обязан сообщать банку?
— О любых. Причины изменений могут быть разными: смена фамилии, получение нового паспорта, изменение адреса регистрации или места жительства, вступление в брак или развод, смена гражданства, изменение контактного телефона или адреса электронной почты, смена работы. Важно помнить: уведомление банка об изменении этих данных — это обязанность заемщика. Несоблюдение может привести к неожиданным последствиям. Поэтому при любых изменениях — будь то фамилия, паспорт, адрес, телефон — необходимо как можно скорее уведомить об этом банк, микрофинансовую организацию (МФО), кредитный потребительский кооператив (КПК) или сельскохозяйственный кредитный кооператив (СКПК).
— Как происходит уведомление?
— Обычно порядок и способ уведомления указаны в договоре. Подписывая договор, заемщик должен внимательно ознакомиться с этими условиями: в какой форме и в какой срок нужно сообщить об изменениях. Это может быть письменное заявление в отделении банка, а может — уведомление через онлайн-банк или мобильное приложение. В большинстве случаев на информирование отводится до 30 дней, но встречаются и сроки в 10 дней.
— Что будет, если заемщик не сообщил банку об изменениях?
— Если заемщик не выполняет условия договора, это может повлечь за собой штрафные санкции, а в отдельных случаях — досрочное взыскание всей суммы долга. Банк также вправе приостановить операции по счету до уточнения данных. Банки серьезно относятся к исполнению законодательства о ПОД/ФТ — за нарушения им грозят штрафы. Поэтому они строго следят за актуальностью данных клиентов.
— Как это может повлиять на кредитную историю и как избежать проблем?
— Если у заемщика есть просроченная задолженность, а банк не может с ним связаться из-за устаревших данных, это может быть расценено как игнорирование финансовых обязательств. В результате банк может ускорить процесс взыскания задолженности в судебном порядке, а информация об этом отразится в кредитной истории. Это сильно ухудшит шансы на получение кредита в будущем. Нередко заемщики забывают оплатить незначительную задолженность и при этом теряют контакт с банком, особенно если долго не взаимодействовали. Но долг при этом продолжает расти. Поэтому крайне важно вовремя уведомлять банк об изменениях и регулярно проверять свою кредитную историю. Сделать это можно бесплатно два раза в год в любом из четырех квалифицированных бюро кредитных историй. А через специализированные сервисы проверки — до 12 раз в год.