На фоне падения доходов, вызванного резким снижением цен на нефть, власти отказались снижать расходы. Согласно поправкам в бюджет 2025 года дефицит вырастет втрое — до 3,8 трлн руб. Как его будут покрывать, пока не понятно, но денег ФНБ скорее всего не хватит. Уже появились сигналы, свидетельствующие о том, что россиянам надо готовиться к непопулярным и болезненным решениям.
О бюджетных корректировках стало известно вечером 30 апреля. Это обычная тактика чиновников: плохие новости надо выдавать тогда, когда на них меньше всего обратят внимание и быстрее всего забудут. Поэтому вечер перед майскими праздниками — это идеальный вариант. Подавляющее большинство россиян в это время явно заняты заготовкой шашлыка, а не чтением информационных сводок. Тем более, если в них преобладает не понятное на пока еще трезвую голову нагромождение цифр.
Однако изменение бюджета — это важно. В конце концов оно коснется каждого и вот почему. Минфин сообщил о сокращении доходной части бюджета. С ранее ожидавшихся 40,3 трлн руб доходы в 2025 году снизятся до 38,5 трлн руб., то есть на 1,8 трлн руб. По мнению Минфина, снижение (минус 2,6 трлн руб) затронет только поступления от углеводородов, на которые негативно влияет ситуация на нефтяном рынке (напомним, что бюджет верстался из стоимости нефти 69,7 долларов за баррель, а по факту она стоит в районе 50), тогда как ненефтегазовые доходы даже вырастут. Внесенные поправки предусматривают рост поступлений по этому сегменту на 0,8 трлн руб.
Подобный оптимизм в отношении ненефтегазовых доходов продиктован прежде всего сохранением прогноза по ВВП: власти ожидают, что экономика в текущем году вырастет на 2,5%. Однако в промышленности итоги первого квартала оказались далеки от этих цифр. А в Минэке осторожно предупредили, что рост будет не «фронтальным», как скажем, в прошлом году, а «фрагментарным». Это значит, что какие-то отрасли будут расти опережающими темпами, а какие-то стагнировать или даже уходить в минус. Вопрос — в их соотношении, а также в сроках. Одно дело, если во втором квартале реальный сектор «раскочегарится» и совсем другое — если негативные тенденции закрепятся на неопределенно долгий срок. (А это вполне возможно на фоне сохранения высокой ставки ЦБ и общей, в том числе внешнеполитической неопределенности)
Формируя бюджет текущего года, власти ожидали, что поступления от НДС, налогу на прибыль организаций, утильсбора и других ненефтегазовых налогов, на которые в сумме приходится 70% доходов, существенно вырастут. Однако реализация этих планов напрямую зависит от состояния реального сектора экономики: в случае стагнации, увеличить (а то и удвоить, как это ожидалось по некоторым статьям) собираемость налогов будет крайне затруднительно. Если вообще выполнимо.
Вместе с тем, действия Минфина свидетельствуют, что алармистские сценарии пока не считаются реалистичными. Вместо того, чтобы на фоне сокращения доходов затянуть пояса, ведомство приняло решение увеличить расходы на те самые 0,8 трлн руб, которые дополнительно ожидаются от ненефтегазового сектора. С одной стороны, так работает бюджетная политика. С другой стороны, в сложившейся ситуации подобная тактика выглядит несколько опрометчивой. А что если положение дел в реальном секторе не позволит рассчитывать на дополнительные поступления и прогноз Минэка чересчур оптимистиченн? А что если цена на нефть продолжит падать (Напомним тут про решение ОПЕК+ увеличить добычу)? А что если США введут новые, в том числе вторичные санкции против покупателей российской нефти? В уравнении слишком много неизвестных, чтобы быть уверенным в правильном ответе.
Однако Минфин решительно увеличивает расходы, а следовательно и дефицит бюджета — с учетом недополученных поступлений от нефтянки, он вырастет втрое (!) — 1,2 трлн руб до 3,8 трлн руб. С учетом того, что в ликвидной части ФНБ на начало апреля оставалось 3,3 трлн руб, очевидно, что за счет «кубышки» полностью покрыть дефицит не получится. Придется выходить на рынок заимствований или … включать печатный станок. При этом мало кто сомневается, что корректировка расходов далеко не последняя — в прошлые годы они еще раз резко увеличивались в четвертом квартале, и этот год вряд ли будет исключением.
Бюджет таким образом сохраняет свой проинфляционный характер, и даже в правительстве уже признали давно очевидное — никаких 4,5% в 2025 году не будет. Новый прогноз Минэка и ЦБ по инфляции — 7-8% к концу года пока тоже выглядит избыточно оптимистичным, по крайней мере для тех, кто ориентируется на продуктовую корзину. На прошлой неделе рост цен, по данным Росстата, снова ускорился, и в годовом выражении по-прежнему превышает 10 %. Владимир Путин на недавнем совещании с чиновниками назвал это «высокой отметкой» и в очередной раз потребовал принять меры. По данным «МК», президенту пообещали, что ситуация улучшится в мае-июне.
Пока же рост цен происходит на фоне «стабилизации на рынке труда», отчасти вызванной проблемами реального сектора. Зарплаты растут более низкими темпами, чем годом ранее, количество вакансий снижается, стартовые условия для соискаителей становятся менее привлекательными.
Тревожный сигнал для населения — обнародованные Минэком вместе с другими прогнозами планы повышения тарифов на свет, газ и прочие коммунальные услуги. В период с 2025 по 2028 год коммунальные платежи вырастут на 40,3%, причем наиболее сильно в 2025-26 гг (А относительно приемлемые цифры по 2027-28 гг, наверняка, еще будут увеличены, как это традиционно случается). Это решение не только дополнительно разгоняет инфляцию, оно демонстрирует готовность властей к болезненным, непопулярным и несправедливым мерам. Раньше тарифы всегда индексировались по принципу «инфляция минус», однако в последующие 4 года они будут индексироваться по принципу «инфляция плюс». Поскольку потребности ЖКХ с каждым годом растут, а денег в бюджете, как выразился один из вице-премьеров на эти цели «мало», подставить плечо (и раскрыть карман) придется населению.
Проблема в том, что одними тарифами дело может не ограничится. На фоне падения доходов и необходимости наращивать расходы чиновники могут решиться и на другие непопулярные решения.
Ящик Пандоры уже открыт.