Большинство россиян (77%) учитывают наличие технологий умного дома в многоэтажке при покупке квартиры. Из них 19% признаются, что им «очень важна цифровизация всего вокруг». 58% заявляют, что будут только рады, если новостройка окажется оснащена умными технологиями.
Таковы данные опроса, проведенного группой компаний «Кортрос» совместно с «Лабораторией цифровизации жилья». В нем приняли участие две тысячи человек из всех регионов России.
Только 9% опрошенных отметили, что им не очень интересны умные технологии в доме, где они проживают или покупают квартиру, а 14% боятся, что это может повлечь увеличение коммунальных платежей.
32% опрошенных высказались, что постоянно используют умные девайсы, а 36% ответили, что «новички, но пробуют». 24% сказали, что «возможно, начнут в будущем». Не планируют — 8% респондентов.
— Люди хотят управлять своим домой при помощи мобильного телефона — там вся их жизнь. Неудивительно, что девелоперы стали формировать стандарты по уровню обслуживания своих проектов еще на этапе их проектирования, — комментирует директор по цифровой трансформации Дмитрий Лебедев.
Интересно, что на вопрос «Какие технологии умного многоквартирного дома наиболее важны?» (можно было дать до пяти вариантов ответа) 74% участников опроса выбрали опцию «Сервисы, позволяющие экономить, в том числе благодаря приборам учета, регулировки отопления, воды и света».
Столько же респондентов заявили о важности технологий, отвечающих за безопасность: камер видеонаблюдения и датчиков умного входа в дом (открытия дверей и окон).
На третьем месте по востребованности у россиян — девайсы, позволяющие передавать показания счетчиков и оплачивать квитанции онлайн (71%). На четвертом — многофункциональное мобильное приложение дома (54%).
Полная цифровизация многоэтажного дома и процессов в отдельной квартире интересует 22% респондентов, а голосовые сервисы для управления, в том числе для доступа на территорию жилого комплекса, — 24%. Среди ответов в рубрике «Другое» были некоторые пожелания. Например, «чтобы можно было удаленно открывать дверь по сигналу домофона».
На вопрос «Какие плюсы технологий умного дома вы можете отметить?» 67% респондентов ответили, что они позволяют экономить время, 58% — что «делают жизнь интереснее», 51% — что «обеспечивают безопасность».
Каждый четвертый рассказал, что умный дом позволяет экономить на коммунальных платежах, а 8% выбрали свой вариант — например, заявив, что «умный дом позволяет более эффективно организовать использование ресурсов, освободить время, выполняя некоторые ежемесячные задачи».
Участники опроса рассказали, какие сервисы в мобильном приложении для них самые полезные. На первом месте (73%) — связь с управляющей компанией, в том числе подача заявок и отправка вопросов.
На вопрос, как респонденты относятся к возможности появления в жилом комплексе робота-консьержа, 71% ответили, что «это интересно». 22% опрошенных сказали, что «робот не заменит человека», а 7% были категорически против, заявив, что «боятся».
«Верите ли вы, что в будущем в России все многоэтажки будут оснащены системами умного дома?» — спросили у россиян. 43% ответили «да, все к этому идет», 33% — что это может случиться только в случае с новостройками.
41% высказали мнение, что на цифровизацию всех многоэтажных домов в стране потребуется больше 15 лет, 28% — 10-15 лет, 25% — меньше 10 лет.
— В умной новостройке каждая технология при централизованной эксплуатации позволяет минимизировать количество людей, которые требуются для обслуживания объекта, — комментирует Сергей Лялин из Doma.ai. — К примеру, при умных приборах учета вам уже не нужны обходчики для снятия ручных показаний. Безопасностью нескольких объектов может заниматься один специалист, у которого в арсенале умные помощники: домофоны, системы контроля и управления доступом, видеонаблюдение.
Исполнительный директор «НДВ Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева говорит, что цифровыми становятся новостройки не только в Москве, но и в других регионах. И одно из главных достоинств умного дома — возможность экономить на оплате коммунальных услуг.