100 пленок

Россия слезет с нефтяной иглы, но попадет в газовую зависимость

Россия слезет с нефтяной иглы, но попадет в газовую зависимость Россия слезет с нефтяной иглы, но попадет в газовую зависимость




Правительство подготовило и утвердило Энергетическую стратегию России, рассчитанную до 2050 года. Согласно целевому сценарию, добыча нефти в нашей стране в ближайшие четверть века вырастет ненамного — с 516 млн до 540 млн тонн. А вот производство природного газа обещает увеличиться практически вдвое, перевалив за астрономическую отметку в 1,1 трлн кубометров. Но есть и альтернативные прогнозы. В отношении «голубого топлива» они относительно благоприятны и предусматривают рост производства до 900 млрд «кубов». С будущем «черного золота» дело обстоит гораздо хуже — добыча нефти рискует упасть в 3 раза — до 170 млн тонн.

Главная цель Энергостратегии до 2050 года заключается в поиске и формировании ответа на стоящие перед нашей страной и всем мировым сообществом вызовы в топливно-энергетической сфере. По словам министра энергетики РФ Сергея Цивилева, несмотря на беспрецедентные санкции и эмбарго, которые Запад наложил на Россию, специалисты отечественной топливной отрасли существенно нарастили свои компетенции. «У нас есть технологии. Мы будем развивать, масштабировать и продвигать эти разработки через дружественные государства», – заявил глава Минэнерго. В течение полугода его ведомству предстоит подготовить план мероприятий по реализации Стратегии и представить его на обсуждение в правительство.

От инерции до стресса

Реклама

В документе обозначены пять возможных сценариев развития, из которых как наиболее вероятные выделены два — консервативный (инерционный) и целевой. Консервативный вариант предполагает сохранение существующих трендов, законодательного регулирования и подходов в отраслях ТЭК без значительных инвестиций в развитие.

Целевой сценарий, считающийся приоритетным вариантом, включает в себя реализацию направленных на развитие мер, которые касаются как обеспечения энергоресурсами внутреннего рынка, так и реализацию экспортного потенциала. Обе программы схожи в одном — в них предусмотрен рост или сохранение достигнутых производственных показателей.

Поскольку Россия обладает самыми большими запасами природного газа в мире — более чем 63 трлн кубометров — и на долю нашей страны приходится 16% мировой добычи «голубого топлива», то именно на эту отрасль в Стратегии возлагаются наибольшие надежды. В случае реализации целевого сценария, добыча газа к 2050 году обещает вырасти почти на 73% и превысить 1,1 трлн кубометров. В инерционный сценарий заложены меньшие показатели — увеличение добычи до 900 млрд «кубов». Львиную долю прироста в производстве газа обещает взять на себя сжиженное сырье. Авторы Стратегии прогнозируют, что выпуск СПГ через 25 лет достигнет 175 млн тонн (более 240 млрд «кубов»), причем все это топливо отправится на экспорт, объем которого должен увеличиться более чем в пять раз. Суммарные поставки газа за рубеж, согласно документу, обещают вырасти втрое — с 146 млрд до 438 млрд кубометров.

В отличие от газовой сферы, ситуация с нефтью не отличается чересчур оптимистичными перспективами. В целевом сценарии добыча «черного золота» к 2030 году составит 540 млн, а экспорт — 235 млн тонн, и в последующее двадцатилетие эти показатели останутся неизменными. В инерционном варианте Стратегии производство жидких углеводородов уже к 2030 году снизится с нынешних 531 млн до 523 млн тонн, а к 2050 году и вовсе упадет до 360 млн тонн. Экспорт нефти, в свою очередь, упадет с 240 млн до 73 млн тонн. Кстати, в стресс-сценарии, который также заложен в Стратегию, добыча нефти в России за четверть века провалится до 171 млн тонн. Таких объемов будет едва хватать для обеспечения внутреннего рынка.

Задел на будущее

По словам ведущего аналитика AMarkets Игоря Расторгуева, предпосылки к росту, фигурирующему в более оптимистических вариантах Стратегии, определенно существуют, но они связаны не с текущей динамикой, а с возможностью запуска крупных инвестиционных проектов. «Эти сценарии предполагают активное освоение новых промыслов, развитие и обустройство дополнительных маршрутов транспортировки — как в формате СПГ, так и трубопроводном. Поэтому с этой точки зрения прогнозы Минэнерго не отражают нынешнюю ситуацию, а создают некий задел на будущее, который окажется реализуем лишь при благоприятной внешней конъюнктуре и внутренней мобилизации ресурсов», — отмечает эксперт. Главными препятствиями для претворения таких идей жизнь в краткосрочной перспективе станут санкционные ограничения, проблемы с обеспечением технологиями и оборудованием, а также ограниченный доступ к внешнему капиталу. Те же причины могут негативно повлиять на скорость разработки новых месторождений и на сроки исполнения инфраструктурных задач. К 2035 году добавится еще один злободневный фактор — повышенная конкуренция на глобальном рынке. «Потребление нефти и газа в мире уже не растет такими темпами, как раньше. Россия придется конкурировать не только с традиционными поставщиками, но и с зеленой энергетикой, и с развивающимся рынком водорода», — предупреждает Расторгуев.

Хотя обозначенные в Энергостратегии долгосрочные цели и выглядят амбициозными, тем не менее они вполне осуществимы, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Во-первых, Россия обладает крупнейшими мировыми разведанными запасами газа и разветвленной внутренней транспортной инфраструктурой, что является прочной базой для наращивания добычи. Во-вторых, наблюдается активная переориентация экспорта с западного на азиатское направление — растет доля поставок в Китай, Турцию, Индию и страны Юго-Восточной Азии. В связи с этим, объекты вроде действующей «Силы Сибири» и потенциальной «Силы Сибири – 2», а также СПГ-проекты, подтверждают смещение экспортной географии в сторону растущих рынков, где потребление «голубого топлива» будет увеличиваться. «Если Россия сумеет закрепиться в качестве ключевого поставщика для Азии и обеспечить технологическую независимость в газодобыче и производстве СПГ, то рост отправляемых за рубеж объемов выглядит достижимым», — уверен эксперт.

Экспорту требуется гибкость

В то же время логистика расширения поставок на Восток потребует существенного расширения пропускной способности маршрутов, значительных вложений и времени, а реализация масштабных трубопроводных проектов будет обязательно сопряжена с геополитическими и экономическими препятствиями. Сдерживающими факторами также могут стать кадровый дефицит, износ инфраструктуры и риски, связанные с изменением спроса.

Поэтому в перспективе ближайшего десятилетия исполнение заложенных в прогнозы задач окажется возможным только при высокой степени гибкости логистических схем и транспортных маршрутов экспорта, увеличения производственных мощностей СПГ и способности нашей страны наладить эффективное технологическое импортозамещение.

«Отраженные в настоящее время ориентиры Энергостратегии не являются жестким требованием, которое необходимо неукоснительно выполнить как представителям отрасли, так и государственным ведомствам, — обращает внимание экономист, топ-менеджер по социальным коммуникациям Андрей Лобода. — В документе указано, что предлагаемые показатели и параметры за 2037-2050 годы носят оценочный характер. Стратегия лишь задает долгосрочное направление для работы всех вовлеченных участников. Нет сомнений, что до 2050 года Энергостратегия будет неоднократно скорректирована, а о ее первоначальных вариантах все наверняка позабудут».



По материалам «Московский Комсомолец»

Add a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Будьте в курсе самых важных новостей

Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете, что прочитали и соглашаетесь с нашими Политикой конфиденциальности b Условиями использованиями сайта
Advertisement