+
A
—
Эксперт рассказала, что делать, если при приемке квартиры нашли дефекты
93% новоселов недовольны качеством строительства российских новостроек. К такому неприятному выводу пришла учредитель и CEO проектов Urban Ольга Хасанова, которая вместе с коллегами провела в разных регионах страны опрос россиян, только что получивших ключи от новых квартир. Она рассказала, какие недочеты встречаются чаще всего и какие варианты действий есть у дольщика в случае обнаружения технологических ошибок и недочетов.
Как рассказала эксперт, опрос выявил удручающий факт — 93%! покупателей новых квартирах и апартаментах сталкивались с дефектами и браком. Причем они встречались как с относительно безобидными недочетами, вроде неровностей стен или повреждения поверхностей стеклопакетов, так и с довольно серьезными, даже опасными для жизни проблемами с электропроводкой, водопроводной системой.
Чаще всего покупатели новостроек сталкиваются с дефектами окон — 72% опрошенных выбрали этот вариант , 37% отметили кривые стены и пол и 35% — плохую вентиляцию. 22% дольщиков оказались недовольны водопроводной системой и заметили протечки в новом доме, 20% — указали на проблемы с дверными конструкциями и 10% — на неполадки с электричеством. И только 7%! участников исследования заявили, что «все в их новом жилье было идеально».
«Также мы выяснили, что 47% опрошенных покупателей сталкивались с несоответствием указанного застройщиком класса фактическим качественным характеристикам проекта. Все это свидетельствует о системной отраслевой проблеме и необходимости дополнительного контроля и аудита строящихся проектов», — подчеркнула Хасанова. Кроме этого, по ее мнению, также следует повышать уровень просвещения населения относительно классификации жилых объектов.
Полученные экспертами печальные результаты исследования подтверждает судебная практика в отношении ненадлежащего качества новостроек. В каждом пятом судебном иске по поводу строительного брака истцы-дольщики указывают на недостатки, связанные с неровностью стен и полов, на трещины, а также щели в оконных и балконных блоках.
Если сколы, царапины и трещины на окнах, а также неровные поверхности еще можно списать на особенности сложного строительного процесса, которые в целом нетрудно устранить, то проблемы с вентиляцией могут оказаться неприятным сюрпризом с серьезными последствиями (неприятные запахи, плесень и застойный воздух). « Удивительно, но далеко не редкость, когда в новых квартирах «забывают» сделать вентиляционные каналы, как это было в жилом квартале в Новой Москве от крупнейшего в России застройщика, или делают «декоративный» канал без тяги», — отметила специалист.
Что касается неполадок с водопроводом и электричеством, то чаще всего они обнаруживаются уже в ходе эксплуатации квартиры, хотя на приемке все было в соответствии с нормой. К сожалению, как раз эти недочеты наиболее опасны в будущем. По статистике МЧС РФ, после человеческого фактора (от непотушенных сигарет до шалостей детей) именно нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования является самой распространенной причиной пожаров в нашей стране. Причем речь идет не о невыключенном утюге, а о некачественной проводке, которая является самым частым источником подобных пожаров, в разы превышая по количеству инцидентов все вместе взятые бытовые приборы.
При приеме квартиры от застройщика Ольга Хасанова советует внимательно осмотреть, желательно со специалистом, все помещения, особенно инженерные системы, оконные и дверные проемы. В случае обнаружения недочетов или несоответствия заявленным в договоре параметрам, у покупателя есть три варианта действий: потребовать от застройщика в разумный срок безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недоделок.
Напомним, что в судебном порядке можно взыскать расходы на устранение дефектов, расходы на экспертизу и юридические услуги, штраф в размере 50% от суммы, неустойку в размере 1% в день от суммы устранения дефектов и компенсацию морального вреда. Но перед тем как идти в суд, лучше попытаться договориться с застройщиком, чтобы тот исправил недостатки. Все-таки суд – дело небыстрое, да и затратное.
В заключении эксперт отметила, что в новостройках действует гарантия до трех лет на все инженерное оборудование. Поэтому в случае, если управляющая компания установила, что причина проблем с инженерией в самом оборудовании, застройщик обязан их устранить.